Школа и как в ней выжить. Ирина Млодик

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует

Альбер Камю

Вот послание, которое я вынесла из своей школьной жизни:

«Будь послушной, усердной, старайся, много работай! То, что сказали взрослые люди до тебя, значительно правильнее всего того, что можешь сказать ты. Есть непреложные истины, которые тебе следует знать, не оспаривая и не подвергая сомнению. Будь прилежной, исполнительной, следуй установленным правилам, слушай старших и усердно учись! Только тогда ты избежишь недовольства представителей взрослого мира и, возможно, даже получишь поощрение».

***

Школа – это заведение, где детей учат нужному и ненужному вперемешку, всячески мешая им отличать одно от другого.

***

Какие требования предъявляет общество к взрослому человеку, стремящемуся иметь жилье, стабильный доход, статус, признание и прочие атрибуты благополучия?

Он должен:

  • иметь независимую позицию;
  • уметь принимать собственные решения и нести за них ответственность;
  • обладать качествами лидера;
  • быть в курсе всего нового, что появляется в информационном поле;
  • быть максимально креативным как в собственной профессии, так и в жизни;
  • иметь значительную устойчивость к стрессам и способность быстро восстанавливаться после полученного негативного опыта;
  • быть уверенным в себе, осознавать собственные таланты и способности и умело реализовывать их в своей жизни.

Т.е. в трех словах: быть активным, плодотворным, независимым. Это качества противоположные тому, что задает авторитарная педагогика: быть пассивным, исполнительным (реализовывать чужие идеи, а не генерировать свои), зависимо-подчиненным.

***

Есть три типа современных школ:

-родительско-центрированная школа – где родитель является фигурой, задающей, определяющей и контролирующий процессы, на том основании, что родитель вносит определенную сумму за обучение и решает, что является хозяином процесса и ситуации;

-учебно-центированная школа – школа, где заправляет всем учебный процесс, как правило, это языковая школа, математическая или иной направленности. Подобные школы работают, как правило, по принципу авторитарной педагогики;

-личностно-центированная школа – в которой личность человека – учителя, директора, ученика – и есть тот самый фокус внимания. Именно личностью задаются и поддерживаются все процессы обучения, кроме того, личность – животворящая и творческая сила во всей школьной жизни.

В каждом типе школ есть свои отличительные психологические проблемы, которые выносят из нее ученики и родители.

***

Любым взрослым, имеющим дело с младшими школьниками, важно понимать и принимать их естественные ограничения.

Желание некоторых взрослых сделать жизнь школьника сразу более зрелой объяснимо, но не совсем адекватно. В 6-7 лет у многих детей игровой интерес еще преобладает над познавательно-образовательным.

А интерес – практически единственна мотивация у такого маленького ребенка.

***

Мне кажется, в младшей школе значительно важнее для ребенка поддерживающе-защищающая роль родителя …в виде интереса к его школьной жизни, новостям, урокам, проектам, событиям, самочувствию, эмоциональному состоянию, к его размышлениям и впечатлениям.

***

Особенности российского менталитета в том, что в нашей стране много-много лет подряд было принято растить детей на критике.

***

Мое мнение таково, что любая оценка, поставленная извне, — сильно-действующая психологическая манипуляция. Выставляя любую отметку, мы запускаем мотивацию избегания. Подлинная же мотивация стремления – это желание самовыражения, попытка показать, что есть внутри тебя – идею, картину, музыку, решения задачи, сочинение, песню, танец…

Только задействуя мотивацию достижения, можно ожидать, что самооценка ребенка будет адекватной, потому что он сам будет оценивать себя. Ведь в общечеловеческом смысле, единственный кто имеет право хвалить себя или критиковать – это ты сам.

***

Для родителей единственное «противоядие» от манипулирования оценками – вера в собственного ребенка и любовь к нему, вне зависимости от того, какие оценки он получает, какое место занимает в школьной иерархии.

***

Я часто слышу из уст родителей «Он такой ленивый!». Мне кажется, что лень просто выдумана. И скорее всего она выдумана взрослыми, что бы как-то называть явление, когда ребенок (а иногда муж, жены, сослуживцы) не хотят делать то, что от него требуется.

***

От природы любой ребенок совершенно не ленив – все дело в упадке естественной энергии ребенка. Отчего этот упадок может происходить.

  1. Дети не делают чего-то, потому что не хотят удовлетворять не свою потребность. Хотеть делать то, что хочет от тебя кто-то другой довольно трудно любому. Особенно мучительными бывают часы выполнения домашнего задания для детей, совершенно лишенных возможности и времени делать то, что они хотят, даже если взрослым это кажется пустяками или ерундой. Такие дети, не имея возможности получать энергию от выполнения собственных желаний, все время находятся в состоянии энергетического недостатка, потому что удовлетворенная потребность придает любому человеку много энергии.
  2. Большая часть энергии уходит на сопротивление принуждению. Родительская позиция «я знаю как лучше», приводит к тому, что ребенок отказывается делать даже то, что сам очевидно делать хочет и может. Сопротивляющийся ребенок объявляется взрослыми ленивым. Чем меньше ребенка будут принуждать, тем вероятнее, что он будет быстро и радостно делать необходимое. Я часто спрашивала взрослых: как вы относитесь к принуждению?» И ни один не ответил «С радостью!». Принуждение вызывает тоску, злость, упадок сил, раздражение, ненависть. Оно забирает много сил, добавляет вины и стыда.
  3. Сильные подавленные чувства отнимаю много энергии.
  4. Энергию снижает ожидание неуспеха, неуверенность в себе.

Таким образом, ленивых детей нет, есть не понявшие, чего хотят, не нашедшие свой интерес, сопротивляющиеся нажиму, подавляющие свои чувства, не верящие в свои силы.

***

Хулиган часто ошибочно считается злым, хотят он опирается вовсе не на свою злую часть, а на протестную, зовущую к свободе и хаосу. Он борется со скукой и зависимостью, становясь сам зависимым от этой борьбы.

***

В каждом критическом периоде перед ребенком стоят определенные психологические задачи, если он их не выполнил по каким-то причинам (как правило, в это вмешивается среда: родители или другое окружение ребенка), то он не прошел данный кризис, а значит, не может продвигаться дальше в выполнении своих психологических задач.

***

Пройти подростковый кризис – это значит:

  • Отделиться от родителей – психологически перестать от них зависеть;
  • Понять себя в рамках своего пола;
  • Узнать самого себя, обнаружить в себе скрытое богатство возможностей и ограничений;
  • Понять других людей, правила и основы построения взаимоотношений, осмыслить для чего нужны длительные и взаимоудовлетворяющие отношения.

***

Послание зрелого и мудрого учителя или родителя таково: «Мне важно, чтобы вы думали и учились сами, я готов быть вашим проводником и сопровождать вас в этом процессе. Мнение каждого из вас важно, даже если вы ошибаетесь на данный момент».

***

Учитель (родитель), умеющий чувствовать и уважать собственные границы, никогда не нарушит интимного мира ребенка. Учитель (родитель), себя осознающий и уважающий, никогда не будет компенсировать собственные неудачи через проявление власти над тем, кто ему доверяет или просто подчиняется.