Ролло Мэй «Мужество творить»

Быть нельзя в пустоте. Наше бытие отражается в творчестве. Творчество – необходимый результат бытия. Творчество требует мужества. На этот факт редко обращают внимание при обсуждении проблемы творчества, а еще реже пишут об этом.

***

Мужество – это не просто одно из достоинств наряду с другими ценными личностными качествами – такими, как любовь или верность. Мужество – это основа всех других добродетелей и ценностей и условие их появления. Без мужества наша любовь тускнеет и превращается в обыкновенную зависимость. Без мужества наша верность перерождается в конформизм.

***

Английское слово courage (мужество) имеет одинаковый корень с французским словом coeur, обозначающим сердце. Точно так же, как сердце, качая кровь к рукам, ногам и мозгу обеспечивает физиологию органов, мужество делает возможным существование добродетелей. Без мужества другие наши добродетели отмирают и становятся бледными копиями.

***

Человек приобретает значимость и достоинство путем множества ежедневно принимаемых решений. Принятие этих решение требует мужества.

Человеческая близость требует мужества, поскольку неизбежно связана с риском. Невозможно предвидеть, как повлияет на нас этот союз, поскольку он подобен химическому соединению веществ: если один из нас измениться, то мы изменится оба.

***

В нашем обществе легче обнажиться физически, чем психически или духовно – легче делиться телом, чем мечтами, надеждами, страхами и стремлениями, поскольку они считаются более личностными, чем тело, а значит, поделившись ими мы становимся более беззащитными. По каким-то непонятным причинам мы стыдимся делиться для себя самым важным.

***

Перед нами возникает удивительный парадокс, характерный для всех видов мужества. Начав действовать, мы должны полностью отдаться делу и в тоже самое время осознавать, что можем совершить ошибку.

***

Творчество — это мольба о бессмертии. Мы, люди, знаем, что должны умереть. Мы знаем, что должны найти в себе мужество и принять неизбежность смерти, но мы осмеливаемся бунтовать и бороться с ней.

***

Творчество появляется в результате борьбы — оно рождается из бунта. Творчество - это не только безгрешная спонтанность детства и юности, но и страстное стремление взрослого человека продолжить жизнь после смерти.

***

Адлер коснулся компенсационной теории творчества, в соответствии с которой люди развивают науку, искусство и другие области культуры с целью компенсировать свои недостатки. Одним из многих примеров, приводимых Адлером, была глухота Бетховена. Это должно было показать, как индивид, одаренны огромными творческими способностями, компенсирует в акте творчества несовершенство и недостатки своего организма.

***

Популярным среди психоаналитиков определением творчества является «регрессия в деятельности Эго». Лично я совершенно не принимаю того взгляда, что творчества является выражением и продуктом невроза.

***

Процесс творчества следует рассматривать не как результат болезни, а как признак полного эмоционального здоровья, как проявление самореализации нормальных людей.

***

Главное, что отличает творческий акт, — то, что является Встречей…Встречей может быть идея, внутренний образ.

Встреча может – хотя и необязательно сопровождаться добровольным усилием, или «силой воли». Например, игра нормального, здорового ребенка также имеет яркие черты встречи, а она, как мы знаем, считается одним из важнейших прототипов творчества в зрелом возрасте. Неотъемлемым компонентом такой игры должна быть Вовлеченность.

***

Интеллект функционирует лучше, если присутствуют чувства: человек видит острее и точнее, если в игру включаются эмоции.

***

Карл Юнг часто обращал внимание на то, существует полярность, некая оппозиция между бессознательным опытом и сознанием. В этом заключается причина того, что чем больше мы бессознательно начинаем сомневаться в какой-либо идее, тем, более догматические аргументы используем, когда её сознательно защищаем.

***

Утверждение Сартра, что «человек сам себя выбирает», может быть несколько преувеличено, однако в нём содержится зерно истины. Как удачно заметил Кьеркегор «Я» становится тем, каково оно есть только в процессе развития.

***

Самосозидание - это самореализация посредством надежд, идеалов, грёз и других составляющих воображения, которые время от времени находятся в центре нашего внимания.