Родитель — не вредитель

Родители теперешних выпускников это бывшие мальчики и девочки, которые учили наизусть и принимали за правду слова «все работы хороши – выбирай на вкус», они же бывшие студенты, которые не переживали о том, где после окончания ВУЗа работать, потому что было государственное распределение выпускников.

Но с другой стороны, сегодняшние родители - это первое поколение, которое профессионально реализовывалось уже в новой бизнес-среде, где требовались иные качества и черты характера: активность, предприимчивость, деловая хватка, способность строить деловые отношения, прагматизм, умение добиваться поставленной цели…

Именно такие люди приходили к успеху в карьере, в работе, в бизнесе. Но при этом, немалое количество высококлассных профессионалов, не обладающих подобными качествами, прозябали в проектных и исследовательских институтах или уходили в другие сферы, изменяя своему призванию.

С уверенностью можно сказать, что сейчас возможность сделать успешную карьеру определяется не только личностными качествами, но к счастью и глубиной профессиональной подготовки.

Для нас, родителей, это хорошая новость. У нас появляется больше шансов посодействовать своему ребенку в его благополучии и счастье. Не все качества, которые мы хотели бы видеть в своих детях, можно воспитать, привить, отточить – иногда природа, гены, наследственность или среда сильнее нас и нашей родительской воли. Но посодействовать своему ребенку на пути к «своей профессии», к той, в которой ему захочется быть лучшим, сильнейшим, успешным, мы вполне можем.

Важно понимать, что профессиональную успешность обеспечивают три составляющих:

  • Влечение- интерес, увлеченность, эмоциональная направленность к какому-то конкретному виду деятельности
  • Возможность – наличие способностей и особенностей личности именно к этой работе;
  • Востребованность – потребность общества и экономики в работниках этой специальности, готовность работодателей и наличие рабочих мест для таких специалистов.

В этой статье мы коснемся первой составляющей – увлеченности и родительской помощи в ее обнаружении.

В чем мы родители можем и должны помочь своему ребенку в самоопределении?

Прежде всего, НЕ НАВЯЗЫВАТЬ. Нельзя принуждать старшеклассника насильно идти по стопам предков, обеспечивая продолжение династической профессии. Даже если все мужчины в вашей семье еще со времен 1812 года были военными и мужественно сражались за Родину, то это еще не повод вашего сына «ботаника» попрекать тем, что у него на загораются глаза от рассказов отца и брата об армейских буднях и возможности «брать под козырек».

Доверьтесь ребенку, присмотритесь к его предпочтениям, слабостям, разговаривайте с ним по душам, но без назиданий – постарайтесь уловить слабые сигналы влечений его души.

Вы мне воспротивитесь – «легко сказать «по душам»!», Да, это не легко, если он подросток со своими гормональными водоворотами, а вы от них устали или на своем родительском пути растеряли умение обниматься и болтать со своим сыном или дочкой. Ну, так выбор профессии может стать отправной точкой, для сближения ваших интересов, а затем и сердец.

Это утверждение не голословные теоретические фразы, а мой личный опыт проживания выбора профессии дочери. На почве «кем быть» многие подростковые «задвиги» потихоньку нивелировались и нами обеими пояснялись и принимались. Все благодаря разговорам о выборе профессии, об университетах, о будущем. Ну какое же будущее без настоящего, а в нем неубранная комната, недоделанные домашние дела, недоученные уроки…Говорили обо всем и о конкретном, но, главное, был спокойный, искренний, заинтересованный разговор с подростком. А повод самый насущный «Кем быть? Куда пойти учится?»

Чтобы ребенку было с нами интересно разговаривать, чтобы он захотел нам довериться – важно нам самим им заинтересоваться и доверить ему часть своих тревог, сомнений, надежд и мечтаний. Дети это оценят, поверьте, им тоже важно и нужно быть сопричастными к нашим делам и переживаниям.

Часто после, а то и во время наших консультаций по профориентации, между ребенком и родителем, а, как правило, этим родителем является мама, пробегает живая искра заинтересованности – «вот ты какой у меня?».

У психолога на консультации благодарная и ответственная задача, расшифровать информацию теста не только в разрезе выбора профессии, но и раскрытия личностных качеств подростка, возможности развернуть данные шкал в проекции на настоящие и будущие взаимоотношения с родителями, друзьями, будущими коллегами. Экстраполировать сегодняшние привычки, успехи и дефициты на потенциальные ловушки судьбы и капканы личных и профессиональных ситуаций.

На консультации мы с семьей обязательно обращаемся к прошлому опыту участия ребенка в кружках, студиях, игр на детской площадке или со сверстниками на даче. И тут ребенку не просто важно про себя услышать, у него просыпается закономерный интерес к тому «какой я был маленький». А это гибкий и творческий мостик для общения родителей со своим ершистым подростком.

Уходя от психолога, умная и чуткая мама сама уже легко может продлить и развить общение, обращаясь к забавным или трогательным историям из детства подростка и своей молодости. Это прекрасная возможность обняться, когда уже сто лет не обнимались, расчувствоваться, когда все общение сводилось к ссорам и недовольствам сторон, уйти от темы уроков, бесконечного интернета и «плохой компании», к детским проделкам и забытым поездкам к морю, бабушке в деревню, в поход…

Очень полезно повспоминать каким ребенок был в детстве, что ему нравилось, какие игры и игрушки его особенно радовали и увлекали, как он строил отношения с ребятами в садике, во дворе, в школе, как он вел себя на детских праздниках… Возможно это даст вам зацепку к его качествам, которые как-то ускользнули в суете бесконечной гонки за успеваемостью, из-за редкого совместного времяпрепровождения – вы работаете, он учиться…

Можно полистать фотоальбомы и устроить ретро-вечер, убив сразу целую авоську зайцев:

  • во-первых, посидеть вместе за вечерним чаем с плюшками;
  • во-вторых, вспомнить то, что давно забыто, но дорого и всем важно;
  • в-третьих, раскопать в прошлых историях черты и качества ребенка, которые затерлись или не получили развития;
  • в-четвертых, рассказать ребенку о себе, о своем детстве, своих поисках пути, любви, счастья…

Поверьте, такие воспоминания очень сближают и восстанавливают утраченную эмоциональную и душевную близость и доверие.

Один мой знакомый старшеклассник с самого младшего возраста всем игрушкам предпочитал конструкторы, родители уже измучились находить места складирования коробок, ведерок и пакетов с кубиками Лего. Конструкторы слетались в семью на День рождения, на Новый год, к первому сентября… Каждый друг семьи считал своим долгом поддержать малыша в его увлечении. Потом «самоделкин» подрос, начались увлечения спортом, девушками…При этом мальчишка прекрасный коммуникатор и очень любит животных, а в семье, у родителей остались нереализованные мечты о медицине.

Когда они пришли на профориентационное тестирование, то мнения расходились в разные стороны, как тропинки в лесу. Маме очень хотелось видеть сына врачом, к тому же была возможность поступить в хороший медицинский ВУЗ. Папа не против был увидеть в сыне наследника своего бизнеса, почему нет – с детства помогал частенько, понимает специфику. А парень, как водится, был в полнейшей растерянности – ему все вроде подходит – и врачом готов стать, чтобы маму порадовать, и с папой бизнес развивать не плохо, а можно и с другом за компанию поступать, весей учиться будет.

В результате профтестирования мы получили профиль определенно показывающий, что мальчик технарь. Все основные шкалы давали высочайшие показатели для того, чтобы начать подготовку в технический ВУЗ и получать инженерно-техническую специальность. Практически всю консультацию родители и ребенок молча слушали, стараясь вникать и понять. Знаете, какие слова вырвались у всех троих одновременно после окончания рассказа консультанта?

- «А где наши конструкторы?» Все вспомнили о том, как увлеченно парнишка играл, какие строил чудные и сложные города и машины. В этот момент все засмеялись и семья, будто объединилась и помолодела, вспомнив комнаты полные кубиков и пластмассовых деталей. И тут началось: «Юрка, а ты помнишь свой вертолет, ты его в школу относил? Ой, нет, а дом, дом-то помните, дом на больших колесах и с краном, что бы он сам себя строил?»

Так им было весело и дружно вспоминать творческие затеи сына, что не осталось и следа от угрюмости мальчишки и озабоченного хмурого выражения лица родителей. Думаю, что им надолго хватит этого заряда вдохновения и воспоминаний, и они используют эту здоровую семейную энергию, чтобы упрочить отношения со своим сыном на пороге его новой самостоятельной жизни.

Мой профессиональный совет: не навязывайте ребенку свои нереализованные мечты, семейные амбиции, примеры «богатых родственников»… Будьте внимательны и ближе душой к своему ребенку — подсказка обязательно придет. И не жалейте времени на общение, но не занудное назидательное нытье: « Вот я в твоем возрасте…», «Ну посмотри на Кристину, она уже определилась, а ты повеса, у тебя все Контакт да сериалы…»

И, главное, внесите творчество в ваши отношения, дерзайте и не бойтесь вспоминать себя, ребенка, свою юность и его детство.

Так что, дорогие родители — мамы и папы, бабушки и дедушки, не надо набираться терпения и смирения, зачерпните немного солнца, вдохните глоток свежего северного ветра, прикройте глаза, представьте себя юными и мятущимися, проникнитесь уважением к своей непростой молодости и расскажите о том, что вам захочется своему сыну или дочке, внуку или внучке. Протяните им навстречу сердце, душу и вашу память о себе. У вас все обязательно получиться – дружба, доверие, помощь в профессиональном выборе и просто теплые человеческие отношения.