Песочная терапия — дети играют и выигрывают

Чем больше я работаю в направлении песочной терапии, тем все более утверждаюсь во мнении, что этот метод, пожалуй, наиболее действенный и безопасный для работы с детьми.

Дети, существа открытые миру всем своим существом, в этом их несравненная сила и очарование, но это же делает их очень ранимыми и легкоподверженными влиянию внешней среды. Не лукавя, нужно признать, что внешняя среда – семья, родственники, друзья, соседи, воспитатели, учителя…- не всегда и не во всем исповедуют принципы гуманизма и проявляют безусловную любовь и терпеливое участие. Это, по большей части, следствие необходимости выживать, недостатка свободного времени и душевных сил.

Мир вокруг изобилен и многогранен, но, сожалению, не только радостями, вдохновением и любовью. Подчас даже стойким взрослым, кажется, что он повернулся к ним не лучшей своей частью. И мы закаленные огнем, водой и медными трубами, бывает, попадаем в лапы депрессии, озлобленности или просто заболеваем так называемыми психосоматическими болезнями.

Сома – тело, психо – душа. Ранена наша душа, заболевает и стонет тело. Сосуды, кожа, легкие… они берут на себя роль мишеней наших неотреагированных эмоций, наших нерешенных проблем, нашего отношения к себе и миру.

Психосоматика – область, которой занимаются как врачи, так и психологи. В некоторых странах практикуют такой подход к этой группе заболеваний. Тех, кого беспокоят частая головную боль, гастриты, повышенное давление, невралгии, непонятные боли, и другие проблемы со здоровьем, прежде всего, направляют на прием к психологу или психотерапевту. Это делается для того, чтобы исключить психологические причины заболеваний, и избежать преждевременного или необоснованного приема лекарств.

Дети, с их юной душой и растущим телом, впитывают в себя мир как губка, быстро и жадно.

Ребенок вольно или невольно становится в лучшем случае наблюдателем, а чаще всего участником, семейных проблем, грубого обращения сверстников, издержек профессионального выгорания педагогов и воспитателей. Часто дети находятся в эпицентре невротической семьи — при разводе, скандальных отношениях родителей ребенка и бабушек с дедушками, противоречий гиперответственной матери и либерального отца…

Дети, трогательные и доверчивые существа, еще не в состоянии анализировать причины и следствия таких отношений, поэтому часто всю вину бессознательно берут на себя, чувствуя именно себя главным виновником ссор и обид взрослых, их раздражения и плохого настроения.

Нередко взрослые эмоции в пылу страстей летят во все стороны, и ранят детей острой и болезненной шрапнелью.

А потом мы замечаем, что с нашими детьми происходят непонятные и неприятные вещи – они замыкаются или наоборот становятся слишком требовательными и грубыми, не находят друзей среди сверстников или готовы все за дружбу отдать и себя в придачу, с ними не справляются педагоги, появляются тики, немотивированные капризы, ночное недержание, частые простудные или кожные болезни.

Причиной этому, эмоциональный дисбаланс, наступивший вследствие психотравмирующей ситуации. И чем дольше ребенок находится в зоне пусть не штормовых, но тревожных семейных или школьных проблем, тем глубже в его душе оседают невротические симптомы и тем больше нужно времени и сил, для восстановления его душевного равновесия и здоровья.

Песочная терапия может для таких детей быть не только деликатным и тонким диагностическим инструментом, но и творческой, вдохновляющей, эффективной коррекционной, а затем поддерживающей помощью.

Дети и даже подростки, не в состоянии проанализировать свои потаенные страхи, осознать свои чувства, высказать накопившийся гнев на родных, а через игру в песке они получают уникальную возможность постепенно, через хаос, отрицание и войнушки прийти к порядку в мыслях и гармонии в душе.

Огромное преимущество и прелесть работы с песком для ребенка еще и в том, что психолог здесь служить охранителем пространства, внимательным наблюдателем, деликатным помощником, которому интересно то, как ребенок создает свой уникальный и прекрасный мир. Психолог, в отличие от пап и мам, учителей и других взрослых, не говорит как надо и не надо, что хорошо, а что плохо. Это крайне важно для детей с невротическими симптомами, со страхами и агрессией, т.к. они часто боязливы, зажаты, недоверчивы, вспыльчивы.

Пока ребенок выбирает фигурки, строит из них свою историю, что-то рассказывает, психолог, наблюдая, может оценить насколько ребенок тревожен или уверен в себе, каков уровень его осведомленности, развитость мелкой моторики и сформированность понятийного аппарата, каково умение обобщать, насколько успешны его коммуникативные навыки.

В процессе игры, хорошо проявляется развитость ребенка в игровой деятельности, как он выражает свои эмоции и каков характер его эмоций. Часто через игру можно проследить особенности семейных взаимоотношений и увидеть значимых для ребенка взрослых, его отношение к ним, эмоциональные потребности и фрустрации.

Также можно оценить устойчивость внимания и работоспособность, развитость воображения, память, знание цветов, форм, размеров, сторон…

Но кроме диагностической функции великая ценность песочной терапии прежде всего в том, что играя с фигурками, сочиняя свои истории, наделяя предметы разными ролями, значениями, смыслами и характерами, ребенок как бы выплескивает из себя скопившиеся сгустки страхов, печалей, гнева, раздражения…

Строя свой песочный мир свободно и разнообразно, он перестраивает свой внутренний мир в сторону покой, добра и здоровья. Он расслабляет и распутывает эмоциональные узлы, распаковывает свой целительный потенциал.

Играя, ребенок любого возраста раз за разом, становится свободнее от непонятного и тяжелого гнета не проявленных или проявленных неадекватно эмоций.

Ребенок как бы разглаживается изнутри, при этом в обстановке творческой и развивающей, психологически безопасной и свободной. И это происходит самым естественным для ребенка образом – в игре.

Играя в песок, ребенок всегда выигрывает, потому что он в эти минуты великий творец самого себя и своего мира. А детское творчество безгранично в своей фантазии и целительности.

Работа с песком возвращает ребенка в раннее безмятежное детство, когда он играл в песочнице и лепил куличики, которые так умиляли маму или бабушку и все, что малыш делал, было великолепно, ему никто не выставлял отметок, не рассказывал, как надо правильно лепить куличики и при этом не пачкать ручки и штанишки.

Таким образом, можно смело рекомендовать песочную терапию детям:

  • · с психосоматическими расстройствами;
  • · с невротическими расстройствами;
  • · имеющим психотравмирующий опыт (развод родителей, смерть близкого человека, переезд в новый город, поступление в 1 класс, рождение брата или сестры…);
  • · с признаками школьной дезадаптации, сложными отношениями со сверстниками;
  • · с синдромом гиперактивности (СГДВ);
  • · с повышенным уровнем тревожности, страхами, агрессивностью;
  • · с низкой самооценкой, зажатым, стеснительным;

Хотя по большому счету, как специалист и мама, я бы каждому ребенку и без этих пугающих симптомов искренне бы пожелала получить от родителей такую чудную возможность – поиграть в песок и построить свои миры, свои мечты и фантазии.

Мир суетен и нервозен, требователен и жёсток, так позволим нашим детям играть пока мы можем быть рядом и радоваться вместе с ними.