Лето.Солнце.Песок.

«Я начал собирать подходящие камни на берегу озера и часть в воде. Потом я стал строить… Я продолжал заниматься моей игрой каждый день после обеда до прибытия пациентов…

Я не мог объяснить точной цели моего занятия, но у меня была уверенность, что я нахожусь на пути к открытию моего собственного мира. Потому что игра в строительство домиков была только началом. Она высвободила поток фантазий, которые я потом тщательно записал».

Карл Густав Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»

Лето, где бы вы его не проводили – в городе, на даче, в поездках с семьей – одна их редких возможностей поделать то, на что не хватает времени, сил, внимания в течение года. Летом длиннее день, особенно наш питерский, поэтому он может вместить в себя больше всего интересного. Летом больше солнца и света — меньше уходит на сон, в отличие от нашей осени и зимы, когда спать хочется постоянно. Летом, кажется и горизонт дальше, а небо выше.

Летом мы проводим больше времени с нашими детьми и потому что в отпуск едем вместе, потому, что погода хорошая и гулять приятней.

Если вы, читая статьи о песочной терапии, задумались о том, может ли она быть полезной вам или вашему ребенку, я бы предложила как раз именно летом подсмотреть и приглядеться, как ваш сын или дочка играют в песке, как вы сами с песком общаетесь.

Не важно где это будет происходить. Прекрасно если на море, ничем не хуже на речке в деревне у бабушки или на дачном озере, и совсем интересно, если это песочница на детской площадке во дворе или в парке.

Дети всех возрастов тянутся к песку, именно тянутся, в прямом смысле — тянутся руками. Малыши упорно сползают с покрывала или шезлонга на песок и «жамкают» его своими познающими всё на ощупь пухлыми ручками, а порой и пробуют на вкус. Им, крохам, чтобы «во всём… дойти со самой сути», надо это всё руками и языком испробовать, этаков их способ познания.

Дошкольники лепят куличики, пирожки, ямки и какие-то свои неведомые кулинарные изделия – они так отыгрывают то, что видят дома, черпают из детских книжек. Для них игра вся взаправду. Особенно интересно наблюдать и участвовать в только начинающихся ролевых играх – я слепила маме пирожок, а мама его теперь кушай и похваливай: «Ай да доченька, ай да хозяюшка!»

Недавно на заливе наблюдаем такую картинку. Наша Анечка, ей три года, завязала отношения со взрослыми людьми – мамой и сыном подростком. Они что-то друг другу говорили, общались, а потом старшие пошли купаться. Искупались и остались стоять в воде, болтая меж собой. Анечка их звала, рукой махала, те ей отмахиваются, мол, да-да, сейчас придем. Она стоит на берегу, огорчается и вдруг поднимает указательный палец к небу и восклицает: «О, ребята, у меня идея!» Бежит к нам, берет две лопатки, несколько формочек и, возвращаясь на берег, все раскладывает. Кричит им: «Ребята, я придумала, все сюда!» Ну и как теперь ей отказать, её «ребята» вышли из воды и стали играть)

Мальчики и девочки постарше уже переходят к строительству домов, дворцов, пещер. У них развивается образное мышление, способы сотрудничества, кооперация, фантазия…Они уже поднакопили знания и опыт, чтобы от пирожков перейти к более сложным конструкциям и взаимоотношениям. Наблюдая за детьми-школьниками, можно с очевидностью подсмотреть как они работают в команде, в паре, самостоятельно. Какие они реализуют фантазии, как завершают свою «стройку века» — бросают на полпути, берегут от волн и отдыхающих, безразлично оставляют, зовут полюбоваться своим произведением…

Часто встречаются дети, которые не участвуют в песочных играх, выжидают, когда всё подходит к завершению, а потом как начнут всё рушить и топтать! Что происходит с вашим ребенком в этот момент, как он относится к разрушителю, к своему произведению? Сам справляется, к вам бежит за помощью и поплакать, как разбирается о обидчиком – всё важно! А если это ваш ребенок «разрушитель» – еще важней. Почему так, для чего он это делает, какая его боль или страх им руководит?

Подростки, часто строят лабиринты и замки с высокими шпилями, наслаивая мокрый песок всё выше и выше. Это объяснимо – они сами в силу их возраста, начинают бродить по лабиринтам своего непонимания новых телесных переживаний, неопознанных звуков своей души, неразгаданных тайн отношений с собой и Другими…

Те, кто постеснительней или разучился играть с песком, сидят на берегу и медитативно пересыпают песок из ладошки в ладошку. Часто можно увидеть картину, как кто-то себя почти по самую макушку зарыл в песок, или греет ноги, полностью погрузив их в горячую песочную ванну, или распластавшись на песке как морская звезда, водит широко раскрытыми ладонями по песку, как бы очерчивая свое пространство, свои границы, свои крылья…

Понаблюдайте, и вы заметите, что люди и песок, когда встречаются вместе, непременно начинают своё потайное, почти мистическое и всегда целительное взаимодействие.

Присмотритесь к тому, как и во что играет ваш ребенок. Сначала просто наблюдайте и не вмешивайтесь в процесс, затем можно невзначай поинтересоваться о том, что он строит, во что играет. Можно предложить случайную вещицу — «о, смотри, что я наша, вдруг тебе пригодится!» – палочку, ракушку, красивый камешек, шишку…

Если вы чувствуете, что «творец» вас впускает в игру, скромно присоединяйтесь. Только ни в коем случае не рушьте уже построенного, не переделывайте, не критикуйте и не оценивайте своим взрослым взглядом и понимаем «правильности». Присоединяйтесь, не отнимая авторство, не присваивая себе ведущую роль, а расширяя и развивая творческие импульсы ребенка, и тогда вам начнут открываться двери в его внутренний в мир. Там вы увидите много нового и интересного.

В прошлом году наблюдала, как мой сын строил дом на песке. Видимо у него, как у мистера Фикса был план, свой собственный – прихожая, комнаты, кухня, кроватки и шкафчики, другие предметы быта, которые можно из песка соорудить. Всё вроде отлично, но игра идёт, а персонажи не появляются – нет никого из обитателей этого дома. Я его спрашиваю – «а кто в доме твоём живет?». Он с недоумением смотрит на меня, будто я поинтересовалась о чём то потустороннем. Меня этот взгляд насторожил. Сижу, молчу. Куда-то убежал, принес Анькины резиновые игрушки, какие-то машинки, другие предметы – косточки сухие, палочки. Из всего этого хозяйства стали рождаться обитатели дома и занимать пространство в комнатах и за его пределами. Он и так играл с увлечением, но теперь Васька преобразился - глаза горят, руки снуют и прилаживают, слова льются потоком – кто, где, почему, что происходит… История продолжилась отмечанием Дня рождения главного героя. Зная историю своего ребенка, я много новых деталей и тенденций успела увидеть в этой игре «про дом».

Обязательно наблюдайте за пальчиками и кистью своего чада – вы сможете уловить, как развита его мелкая моторика, особенно если ребенку пока в школу или он вас не радует своими тетрадками по письму. В случае, если вас его неловкость насторожила, сами начните что-то интересное, но вынуждающее больше включать в работу пальчики – например, строить заборчики из влажного песка с тонкими стенками или украшать фигурки камушками, или рисовать пальцем украшения, знаки, имена, цифры на песке.

Задавая вопросы или предлагая развитие сюжета, вы может обратить внимание на то, какие герои вступают в игру, кто из них главный, а кто аутсайдер, кто добрый, а кто злой. Вы можете с удивлением обнаружить, что вам малоизвестны все эти персонажи. Возможно, голова ребенка наполнена компьютерными играми, рекламными роликами или героями мультиков и ужастиков. Делайте выводы и вступайте аккуратно в игру со своими персонажами.

Как-то в песочнице, у себя в кабинете, включаясь в историю мальчика, предложила ему женский персонаж – Василису прекрасную. Он, распахнув свои прекрасные глаза, искренне спросил: «А кто это? Из какого мультика?» Вот как бывает!

Очень хороший способ развивать логику, способность к обобщению, уважение к своему творчеству — попросить ребенка назвать свою песочную композицию, свою игру.

Можно, например, так действовать:

«Какая у тебя (у нас, у вас) получилась отличная история (картина, город, игра..)! Жаль, что завтра мы её уже не увидим - её или водой смоет, или другие ребята что-то своё построят, или невнимательные люди затопчут.

А давай мы (ты, вы) ей название дадим, тогда она точно сохранится в нашей памяти. А еще лучше, давай все сфоткаем и у нас останется песочная картина с названием и автором! Так мы сможем за неделю целый музей твоих (ваших, наших…) работ насобирать, потом бабушке (папе, другу, тете Тане…) покажем, или фотовыставку дома сделаем».

Игры и другие манипуляции с песком действуют умиротворяющее на психику человека, они одновременно и вызывают творческие импульсы, и растворяют тревожность, злость, скуку…

Прислушайтесь к себе, что вы чувствуете, пересыпая песок и руки в руку, что ощущает ваше тело, если кто-то медленно сыплет горячу, тонкую струйку песка вам на спину или на живот, что вам говорят ваши руки погруженные глубоко в песок?

Поиграйте сами с песком, так как вам хочется, поиграйте с вашим ребенком, так как это возможно, и вы на своём опыте поймете его целительную силу, его деликатность и отзывчивость вашим думам, чувствам, переживаниям.

Проведите вот такой эксперимент с собой. Есть у вас, положим, какая-то дума, проблема, переживание. Не откидывайте её на потом, а наоборот, приблизитесь к ней и в это время займите ваши руки песком. Лепите, стройте, рисуйте каракули, круги, узоры…И размышляйте, переживайте, прокручивайте в голове свою думу. Не торопитесь, не вымучивайте из себя решение, не сильтесь найти ответ — дайте время на бездействие, отпустите руки, мысли и чувства на волю. Это не работа — это ваша медитация. Только в это время не болтайте параллельно с подругой или соседкой.

Если вы действительно целиком и искренне отдадитесь процессу, то обнаружите интересные вещи – эмоциональная заряженность вашей тревоги существенно снизилась, вы поймали за хвост несколько начальных идей по разрешению проблемы, ваша дума не буравит вам мозг с прежней настойчивостью. Она осталась там, в песке, а вы здесь на песке, над ней, а не она в вас.

Юнг, из своего опыта это постигал и писал: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.

В общем, если вам этим летом вам удастся познакомиться с песком поближе и через него узнать больше о своём ребенке, о себе, встретиться с новыми переживаниями, то можно сказать, что летняя сессия песочной терапии произошла успешно и продуктивно.

После неё тем более, добро пожаловать в кабинет песочной терапии. Теперь вы не новичок в этом чудном процессе.