Интервью газете «Мой район» о профориентации школьников

Сегодня мы ведем разговор с руководителем Молодежного центра профессионального развития «Логистика успеха» Татьяной Петроченко о роли родителей в самоопределении своих детей-страршеклассников.

- Татьяна, выбор профессии, ВУЗа для будущих выпускников школ сейчас является одной из основных тем в кругу семьи, друзей, одноклассников. Вы считаете, родители должны принимать активное участие в профессиональном самоопределении своего ребенка?

-Я уверена, что это необходимо и ребенку и родителям. Выделю несколько основных причин активной включенности родителей в выбор ребенка. Во-первых, наши дети взрослеют, то есть психологически созревают гораздо позднее, чем их сверстники 70- 80-х., следовательно, им чаще нужны и важны мнения и советы родителей.

Во-вторых, физиология мозга такова, что окончательное созревание всех его участков, в частности лобных долей, происходит к 18-20 годам. Это означает, что, как правило, именно к этому возрасту, молодой человек психологически и физиологически может полностью контролировать протекающую действительность, критически относиться к своим действиям и намерениям, нести моральную ответственность по меркам взрослого человека.

То есть вопросы самоконтроля, самооценки, саморегуляции старшеклассника, безусловно, требуют участия и внимания со стороны родных и близких. А выбор будущей профессии, это во многом выбор дальнейшего жизненного пути ребенка.

-То есть вы утверждаете, что пока молодой человек еще психологически и физиологически окончательно не созрел, родители должны его контролировать, держать «на мушке», вести за руку к психологу?

- И, да и нет. Как говорили древние греки – «чувство меры превыше всего». Контроль и участие в жизни подростка должны быть уважительными и уместными. Выбор профессии, это как раз та ситуация, когда решение должно приниматься с помощью и поддержкой родителей, но с учетом интересов и возможностей самого подростка.

Я хочу сказать несколько слов именно о родителях. Поколение нынешних пап и мам особенное – им довелось взрослеть, формироваться личностно и профессионально в эпоху перемен. Свой путь в профессию эти люди начинали еще в Советском Союзе, получая бесплатное образование и гарантированное распределение по специальности на профильные предприятия. Кто хотел учиться в ВУЗе, был свободен в выборе «кем быть», зная, что, выбрав интересующую себя профессию, без работы он не останется.

Но именно этому поколению полученная профессия не всегда в постперестроечный период помогла устоять и достойно содержать себя и семью. Сколько среди наших знакомых инженеров, ставших продавцами и предпринимателями, и педагогов, переучившихся на бухгалтеров или секретарей! Нынешние родители, получив непростой, но уникальный жизненный опыт могут дать дельный совет своему ребенку кем быть и каким быть.

Но помощь родителя тогда принесет счастье и благополучие молодому человеку, когда она пронизана внимаем к особенностям личности своего ребенка, знанием его характера, а не проистекает из ошибочных установок о престижности, модности профессии или своей личной профессиональной неудовлетворенности.

-Получается что те родители, которые приводят своих ребят на профориентационное тестирование недостаточно знают своих детей?

- Конечно же это не так! Я бы сформулировала это иначе. Безусловно, чужой человек, даже квалифицированный психолог не может за два часа узнать ребенка лучше, чем родитель за 15- 16 лет. Но обладая знаниями и опытом, а главное, не будучи вовлеченным в ежедневные, не всегда безоблачные отношения родителя с подростком, специалист гораздо более объективен и справедлив.

Психолог на основе результатов комплексной тестовой программы, а также в процессе беседы с ребенком и родителем, может грамотно сориентировать семью в адекватности и обоснованности профессионального выбора. Специалист покажет и объяснит тенденции личности и особенности интересов ребенка, которые указывают на потенциальный успех в конкретных профессиональных областях.

Помимо того, что старшекласснику будет предложен перечень подходящих профессий и специальностей. И что еще очень важно, методика очень четко демонстрирует личностные качества, ограничивающие ребенка для достижения более высоких учебных результатов, влияющих на его успеваемость, а психолог поможет выработать пути преодоления этих ограничений. Он подскажет методы и способы, с помощью которых семья может помочь ребенку «дорастить» недостающие черты характера, а ребенок сам увидит что и почему у него не получается в общении со сверстниками, учебе и взаимоотношении с близкими.

Например, показатель по шкале «Самоконтроль» практически с каждым ребенком выводит на разговор об умении управлять своими ресурсами – временем, личным пространством, т.е.комнатой, карманными деньгами… это касается порядка в комнате и на столе, времени, проведенного за компьютером, реакции на замечания и просьбы со стороны родителей.

- Как же вы решаете эти проблемы?

На консультации мы, безусловно, не в состоянии решить проблемы, копившиеся годами, а тем более устранить их причины. Но мы можем четко и конкретно прорисовать путь совместных действий родителей и ребенка, договориться и утвердить совместные обязательства и обоснованную степень контроля и самоконтроля…

Кроме того, обращу ваше внимание на то, что выбор профессии совпадает с возрастом, когда конфликт отцов и детей еще не завершен. Мы очень часто сталкиваемся на консультации с ситуациями, когда ребята к выводам и рекомендациям психолога относятся с интересом и без раздражения, задают смелые вопросы, начинают всерьез задумываться над своими чертами характера и привычками, а мамы, порой, при этом восклицают: «но ведь я тебе об этом бесконечно говорю!» Надо понимать, что такая ситуация нормальна для каждой семьи, где растет молодой человек. Это не проявление неуважения к родителям, это поиск себя через размежевание, чтобы заново объединиться к 22-25 годам, но уже на другом психологическом и ценностном основании.

Так что, порой в процессе консультации на первый план выходит не вопрос «КЕМ БЫТЬ?», а «КАКИМ БЫТЬ?» И «ЧТО ДЕЛАТЬ?».

-Скажите Татьяна, ваши профориентационные тесты расчитаны только на школьников?

Не только. Есть три тестовых комплекса. Для школьников – помощь в профориентации, для старшекурсников и молодых специалистов — тестирование и консультирование по построению карьеры, грамотному трудоустройству и увольнению, эффективному рабочему поведению, развитию творческого потенциала, основам предпринимательской деятельности…

Также я работаю с теми, кто по каким-то причинам хочет сменить профессию, получить другое образование, начать свое дело, но сомневается в целесообразности своего выбора и ищет убедительные и достоверные аргументы для принятия важного решения.